Этот пост полон поисков смысла и рассуждений о вечном и моего глубоко субъективного мнения. Я буду рада обсудить с вами детали в комментариях. Серьезно, а вы как думаете?
Мы или нас?
По аналогии с вопросом «Что возникло первым: курица или яйцо?», мне
интересно поразмышлять: мы одеваемся так, а не иначе, потому что это мы так
решили? Или «нас» так решили?
За Нас!
Мы все живем в обществе и с малых лет впитываем «правила игры». В
психологии этот процесс называется социализацией. Применительно к внешнему
виду это значит, что мы знаем, как нужно выглядеть, чтобы быть “ок”. И что еще важнее, как
выглядеть не нужно.
Одежда может выступать регулятором в процессе формирования мнения
окружающих о нас.
В каждой сфере и группе людей есть неписаные правила. Пример с
собеседованием и офисом уже набил оскомину. Тем не менее, товарищи, собираясь
получить работу своей мечты, не надеваете ли вы
что-то особенное? "Белый Бим Черное ухо верх-черный низ" - в банк,
smart casual (любители русского языка негодуют) в креативное агентство.
А все началось еще в глубоком детстве, где регулятором поведения служили не
ухмылки окружающих или игнор фотографа с геометрии, а вполне ощутимое
физическое воздействие на пятую точку.
Вспомните, если мама одевала нас в резиновые сапоги и комбинезон для
прогулок, то мы спокойно могли гулять по лужам. А вот в нарядном платьице и
новом пальто категорически нельзя этого делать! Вот и первые правила оформления
внешности.
Или утренники и елки. Хорошие девочки - Снежинки и Принцессы, а
ты (т.е. я), нарушитель спокойствия и девочка с плохим почерком - Грибок.
Уф, хотя бы не так |
Дальше еще лучше! Подростковый возраст: протест против родителей, учителей
или общества чаще всего находит свое отражение в “другой”, “не такой”, “не
правильной” внешности. Ну, кто красил волосы в зеленый цвет, рассказывайте?
Таким образом, в процессе взросления мы получаем в свое распоряжение
уникальный инструмент: одежду. При понимании сложившихся стереотипов, мы можем
с легкостью выстроиться в поток «хороших девочек», «настоящих
профессионалов», «роковых женщин» и пр.
С развитием СМИ все, конечно, усложнилось.
Явные стереотипы пропали, диктат со стороны общества, моды и «так все
ходят» снизился, но не исчез.
И тут появляется уникальная возможность. Самовыражаться, демонстрировать
индивидуальность, быть собой. И все было бы прекрасно, если бы я сейчас не
цитировала очередной номер Космополитена.
У нас есть иллюзия свободы: огромный выбор одежды и аксессуаров,
блогов/форумов с советами стилистов, наш вкус и пристрастия.
Но не лукавим ли мы, когда говорим, что «эту длинную юбку в пол я купила до
того, как это стало мейнстримом»?
Не умышленно, но мы часто обманываем себя.
Огромный информационный поток, мнение референтной группы, грамотно подобранные
коллекции в магазинах заставляют нас совершить покупку, а потом найти
оправдание во фразе «ой, мне так понравилось!».
Какбэ намекает |
За Мы!
И все же человек может решать сам. (Да, Капитан Очевидность!)
Когда я проводила исследование для диссертации, нашла интересую
закономерность: люди, у которых «все хорошо» в личностном смысле не
придают особого значения одежде. Они прежде всего подбирают одежду под свои
субъективные ощущения и переживания.
Если вы думаете, что я говорю про домохозяек с тремя детьми или о товарищах,
покупающих обновку если вещь пришла в негодность; или тех, кто может нацепить
пальто поверх халата и вполне хорошо себя чувствовать - то это не так.
Это и молодые специалисты, которые идут вверх по карьерной лестнице, и уже
взрослые финансово успешные женщины, и просто студентки, которые до конца не
определились со своей карьерной ситуацией.
Они активно хозяйничают в своей жизни: много друзей, планов, огонь в
глазах, мечты, путешествия...
Их объединяло одно: их ценности и стремления не
связаны с оформлением внешности. Они принимают себя: не сидят на бесконечных
диетах, не мучаются от осознания несовершенства овала лица и невозможности
купить «То самое» платье. Они ухаживают за собой, следят за здоровьем, покупают
одежду, которая им нравится.
Но их внешность не инструмент достижения цели. И самое главное, им все-равно на мнение окружающих. Почти. Им так интересно с собой, что на мысли о социальной презентации просто не остается времени.
Но их внешность не инструмент достижения цели. И самое главное, им все-равно на мнение окружающих. Почти. Им так интересно с собой, что на мысли о социальной презентации просто не остается времени.
Сразу хочу оградить себя от забрасывания гнилыми овощами и фруктами: я не
говорю, что каждому модно,стильно, красиво одетому человеку нужно на спину
клеить табличку “Псих” или “Лузер”.
Например, одежда часто выступает инструментом творческого самовыражения.
Стилисты, дизайнеры, фэшн-блогеры, просто стильные барышни - это нормально! Тут
главное - все в меру.
Малышева поддерживает! |
Тем не менее, если вы сомневаетесь, то лучше пройти небольшой тест:
1. Стоит задуматься, если:
- Интересы и темы для обсуждений сводятся к поиску, покупке одежды и последующему обсуждению собственной внешности и лука ближнего своего
- Любой взлет и падение настроения заставляет идти за покупками
- Шопинг прочно обосновался на вершине хит-парада любимых занятий
- Перед выходом в свет вы задаете себе вопрос: “А мой наряд шокирует/привлечет внимание/обеспечит место в светской хронике?” (пункт актуален если вам больше 15 лет или вы не проиграли спор с другом)
2. Представьте, что у вас в руках банковская карта с крупной суммой. И
кредит отдавать не вам =)). Закончите фразу:
“Шопинг? Зачем мне этот шопинг, если я могу…”
Группа риска |
Если закончить фразу вы не можете или возник сильнейший когнитивный
диссонанс, то пишите в личку, я поделюсь телефона хороших специалистов.
Или вот еще: обращайтесь сразу к Лесе Жуковой. Она блоггер и, что
важно, будущий психиатр.
Уж простите меня, пожалуйста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий