понедельник, 16 декабря 2013 г.

Мы или нас? Мысли перед распродажами

Этот пост полон поисков смысла и рассуждений о вечном и моего глубоко субъективного мнения. Я буду рада обсудить с вами детали в комментариях. Серьезно, а вы как думаете?


Мы или нас?

По аналогии с вопросом «Что возникло первым: курица или яйцо?», мне интересно поразмышлять: мы одеваемся так, а не иначе, потому что это мы так решили? Или «нас» так решили?  

За Нас!

Мы все живем в обществе и с малых лет впитываем «правила игры». В психологии этот процесс называется социализацией. Применительно к внешнему виду это значит, что мы знаем, как нужно выглядеть, чтобы быть “ок”. И что еще важнее, как выглядеть не нужно.

Одежда может выступать регулятором в процессе формирования мнения окружающих о нас.

В каждой сфере и группе людей есть неписаные правила. Пример с собеседованием и офисом уже набил оскомину. Тем не менее, товарищи, собираясь получить работу своей мечты, не надеваете ли вы  что-то особенное? "Белый Бим Черное ухо верх-черный низ"  - в банк, smart casual (любители русского языка негодуют) в креативное агентство.

 
Dreamteam
А все началось еще в глубоком детстве, где регулятором поведения служили не ухмылки окружающих или игнор фотографа с геометрии, а вполне ощутимое физическое воздействие на пятую точку.

Вспомните, если мама одевала нас в резиновые сапоги и комбинезон для прогулок, то мы спокойно могли гулять по лужам. А вот в нарядном платьице и новом пальто категорически нельзя этого делать! Вот и первые правила оформления внешности.  

Или утренники и елки. Хорошие девочки - Снежинки и Принцессы, а ты (т.е. я), нарушитель спокойствия и девочка с плохим почерком - Грибок.

Уф, хотя бы не так 



Дальше еще лучше! Подростковый возраст: протест против родителей, учителей или общества чаще всего находит свое отражение в “другой”, “не такой”, “не правильной” внешности. Ну, кто красил волосы в зеленый цвет, рассказывайте?

Таким образом, в процессе взросления мы получаем в свое распоряжение уникальный инструмент: одежду. При понимании сложившихся стереотипов, мы можем с легкостью выстроиться  в поток «хороших девочек», «настоящих профессионалов», «роковых женщин» и пр.

С развитием СМИ все, конечно, усложнилось.

Явные стереотипы пропали, диктат со стороны общества, моды и «так все ходят» снизился, но не исчез.

И тут появляется уникальная возможность. Самовыражаться, демонстрировать индивидуальность, быть собой. И все было бы прекрасно, если бы я сейчас не цитировала очередной номер Космополитена.

У нас есть иллюзия свободы: огромный выбор одежды и аксессуаров, блогов/форумов с советами стилистов, наш вкус и пристрастия.



Но не лукавим ли мы, когда говорим, что «эту длинную юбку в пол я купила до того, как это стало мейнстримом»? 
Не умышленно, но мы часто обманываем себя. Огромный информационный поток, мнение референтной группы, грамотно подобранные коллекции в магазинах заставляют нас совершить покупку, а потом найти оправдание во фразе «ой, мне так понравилось!».

Какбэ намекает

За Мы!

И все же человек может решать сам. (Да, Капитан Очевидность!)

Когда я проводила исследование для диссертации, нашла  интересую закономерность: люди, у которых «все хорошо» в личностном смысле   не придают особого значения одежде. Они прежде всего подбирают одежду под свои субъективные ощущения и переживания.

Если вы думаете, что я говорю про домохозяек с тремя детьми или о товарищах, покупающих обновку если вещь пришла в негодность; или тех, кто может нацепить пальто поверх халата и вполне хорошо себя чувствовать - то это не так.

Это и молодые специалисты, которые идут вверх по карьерной лестнице, и уже взрослые финансово успешные женщины, и просто студентки, которые до конца не определились со своей карьерной ситуацией.
Они активно хозяйничают в своей жизни: много друзей, планов, огонь в глазах, мечты, путешествия...

Их объединяло одно: их ценности и стремления не связаны с оформлением внешности. Они принимают себя: не сидят на бесконечных диетах, не мучаются от осознания несовершенства овала лица и невозможности купить «То самое» платье. Они ухаживают за собой, следят за здоровьем, покупают одежду, которая им нравится. 
Но их внешность не инструмент достижения цели. И самое главное, им все-равно на мнение окружающих. Почти. Им так интересно с собой, что на мысли о социальной презентации просто не остается времени.  

Сразу хочу оградить себя от забрасывания гнилыми овощами и фруктами: я не говорю, что каждому модно,стильно, красиво одетому человеку нужно на спину клеить табличку “Псих” или “Лузер”.

Например, одежда часто выступает инструментом творческого самовыражения. Стилисты, дизайнеры, фэшн-блогеры, просто стильные барышни - это нормально! Тут главное - все в меру.

Малышева поддерживает!

Тем не менее, если вы сомневаетесь, то лучше пройти небольшой тест: 

1. Стоит задуматься, если:

  • Интересы и темы для обсуждений сводятся к поиску, покупке одежды и последующему обсуждению собственной внешности и лука ближнего своего
  • Любой взлет и падение настроения заставляет идти за покупками
  • Шопинг прочно обосновался на вершине хит-парада любимых занятий
  • Перед выходом в свет вы задаете себе вопрос: “А мой наряд шокирует/привлечет внимание/обеспечит место в светской хронике?” (пункт актуален если вам больше 15 лет или вы не проиграли спор с другом)


2. Представьте, что у вас в руках банковская карта с крупной суммой. И кредит отдавать не вам =)). Закончите фразу:

“Шопинг? Зачем мне этот шопинг, если я могу…”

Группа риска


Если закончить фразу вы не можете или возник сильнейший когнитивный диссонанс, то пишите в личку, я поделюсь телефона хороших специалистов.


Или вот еще:  обращайтесь сразу к Лесе Жуковой. Она блоггер и, что важно, будущий психиатр. 
Уж простите меня, пожалуйста. 
Отправить комментарий