вторник, 14 мая 2013 г.

Общество каноничной худобы


Как не потерять себя, свою внутреннюю гармонию и естественную красоту

1. Как формируются стереотипы о красоте?

Еще в середине XXв. Э. Фромм ввел термин «общество потребления» – метафору, которая не потеряла актуально вплоть до сегодняшнего дня.

Предпосылками к его развитию послужили экономический и технический рост, а так же увеличение доходов населения. Объем потребления вышел за рамки необходимого для поддержания нормального функционирования набора благ. С одной стороны, рост благосостояния увеличил количество свободного времени, которые люди могут распределять на отдых, хобби и dolce fare niente – как бы сказали итальянцы. С другой – человечество перестало бороться с глобальными проблемами, угрожающими существованию вида: крупными войнами, эпидемиями. На фоне «безопасного» и технологичного мира каждый человек может уделять больше времени себе. В частности, своей внешности. Изменение внешности, конечно, дают человеку возможность раскрыть новые грани своей личности, повлиять на внутреннее состояние, самоуважение, полюбить себя.

Но если задуматься, разве потребитель является двигателем гонки за изменение внешности? Есть несколько вводных: наличие финансовых и временных ресурсов у потребителей, естественное желание человека нравиться себе и окружающим, капиталистический рынок, а именно: большое количество товаров и услуг, конкуренция среди производителей. Кому это приносит больше выгоды: потребителям или производителям?

Эксперименты с собственной внешностью нужны прежде всего производителям одежды, косметики и прочих товаров сегмента «beauty». Но каким образом решить эту задачу? Как заставить потребителей покупать больше косметики, чаще менять одежду, тратить деньги на эстетическую медицину, посещать велнесс-центры и фитнес-клубы не для поддержания здоровья, а для коррекции внешности? Кто объяснил женщинам зачем фанатично бороться с «апельсиновой коркой» и «гусиными лапками» и тут же дал чудодейственное средство?

Самый очевидный, он же самый действенный путь – создать желание/потребность и спровоцировать действие. В этот момент в игру вступают СМИ с их неисчерпаемым арсеналом инструментов коммуникации: реклама, PR, fashion-съемка, мнения celebrity, редакционных статьи. Благодаря революции в сфере коммуникаций человек получил почти безграничный доступ к информации, увеличилась скорость информационного обмена, стерлись классовые и расовые барьеры к получению информации. Для модного рынка механизм работы следующий: прочитать глянцевый журнал могут как представители элиты, так и самого низкого класса, благодаря интернету показ с Недели Высокой Моды доступен в любой точке мира он-лайн. Через статьи, фотографии, комментарии  СМИ «объясняют» что хорошо, а что плохо, что модно, а что нет. Таким образом, формируются стереотипы относительно внешности.

СМИ, в свою очередь, стоят на службе у производителей модных товаров, задача которых – увеличение продаж. Реклама, размещаемая СМИ уже давно утратила свою первоначальную функцию – ИНФОРМирование, реклама в СМИ стала инструментом ФОРМирования идеального потребителя.

Возрастающий спрос на товары и услуги, спонтанные покупки, появление брендов, снижение срока службы товаров, огромное влияние СМИ- все это характерно для общества потребления.
Почему именно худышки завладели умами миллионов и заветные 90-60-90 заставляю женщин изнурять себя диетами? Мы не будет углубляться в историю вопроса, но отметим лишь, что этот тренд родом из 60хх. Этот период времени характеризовался колоссальными изменениями в обществе, что не могло не отразиться на представлениях о женской красоте. На смену объемам Мерлин Монро пришла худоба Твигги. Конечно, не малую роль в этом сыграли и модельеры, предпочитающие работать с мальчикоподобными субтильными моделями, чем с женственными красавицами. 







2.  Как формируется представление о себе?

Как бы ни менялись каноны и представления о женской привлекательности, нет и быть не может объективного способа оценить эту самую красоту. Несмотря на все давление общества и укоренившиеся стереотипы, оценка собственной внешности остается исключительно субъективной. Как формируется эта оценка? Для этого мы обратимся к психологической науке.

Я-концепция: понятие о Я-«реальном», Я-«идеальном» и Я-«зеркальном».

«Кто я?», -  хотя бы раз в жизни каждая задавала себе этот вопрос. Для ответа  нужно рассмотреть Я-концепцию человека. Я человека включает в себя три составляющих: Я- «реальное», Я-«идеальное» и Я-«социальное». Я-«реальное» – это представления человека о самом себе.  С одной стороны оно формируется на основе получения обратной связи при общении с другими людьми, с другой – на базе оценки собственного поведения в различных жизненных ситуациях.

Я-«идеальное» – это представление о себе как об идеале, это желаемый результат, к которому стремится человек.
Я-«зеркальное» – то, как человеку кажется он выглядит со стороны. Человек формирует Я-«зеркальное» путем переработки и оценки всего информационного поля вокруг человека: это и мнение окружающих, и самооценка, и общественные нормы и правила.

3. Как это работает в сфере красоты?

Важно понимать, что личность человека простирается далеко за рамка внешности.  Тем не менее, мы уже говорили об особенностях общества потребления с его навязыванием правил поведения и канонов красоты.

Я-«реальное» – это отношение к своей внешности 24/7 365 дней в году. Вы довольны собой и хотите поддерживать то, что у вас уже есть? Или вы не хотите смотреть в зеркало, пока не поменяете свою внешность частично или полностью?
В современном обществе Я-«идеальное» очень часто смотрит на женщин с обложек глянцевых журналов, с подиумов и с полок магазинов, где размерный ряд ограничивается 46. Это выгодно производителям: зачем учитывать особенности небольшой группы plus-size, если можно заставить ее «втиснуться» в общепринятые рамки?

Сфера формирования Я-«зеркального» тесно связано со СМИ, о власти которых мы говорили ранее. СМИ по средствам образов и текста формируют стереотипы внешности, которые закрепляются в сознании потребителя. Во власти модного журнала сделать темное платье из джерси  «маленьким черным платьем, которое обязано быть в гардеробе каждой лежи» или же «вещью для вашей бабушки или на крайний случай для носки дома в процессе уборки». И если мода на одежду меняется каждый сезон, то мода на телосложение стабильна уже несколько десятилетий. 

Но все было бы так просто, то вокруг мы видели бы только одинаковых радостных красавиц и несчастных женщин, пытающихся к ним приблизиться. К счастью, это не так.

Женщине требуется особая мудрость и здравомыслие, чтобы реально оценить свои природные данные и не кинуться менять их под нужные сантиметры. Важно помнить, что представления о своем Я – субъективное понятие, оно «живет» исключительно в наших головах. Залог гармонии и душевного комфорта – ориентация на собственные мысли, чувства и ощущения, а не на моду в обществе. Конечно, если девушка требует общественного признания, поощрения и стремиться соответствовать только внешним стандартам, то она будет худеть и оставаться неудовлетворенной собой. Если она сместит акценты  свое внутреннее состояние, на саморазвитие, то она будет комфортно чувствовать себя в своем теле, будет красивой и неотразимой для себя, а это обязательно заметят и окружающие. Этот тезис доказывают современные модели plus-size: они не вписываются в модные стандарты красоты. Тем не менее, ими восхищаются миллионы, они прекрасны и желанны.
Немаловажен тот факт, что растет самосознание: зачем следовать каким-то правилам, если можно создать свои? И на подиум поднимаются модели от 50 размера, а модные бренды расширяют свой размерный ряд.

Каноничная худоба сдает позиции. Постепенно тон на модном рынке начинают задавать реальные женщины, а не идеальные девушки-картинки в обработке photoshop.
Отправить комментарий