вторник, 7 мая 2013 г.

Стилист или психолог?


Дорогие девушки, вы заметили какое количество имиджемекеров и стилистов появилось на  необъятных просторах нашей Родины? 
Если отбросить экономическую сторону вопроса, то какова же роль имиджмейкера в жизни женщины? Почему и когда услуги этого специалиста необходимы? 
В поисках ответа на вопросы я обратилась к Жанне Вольской, имиджмейкеру, бизнес-консультанту бренд-группы "Твой шопер". Благодаря нашей беседе появилась статья, которую я предлагаю вашему вниманию. 







Имиджмейкер или психолог?
Сейчас появилось очень много имиджмейкеров.  И курсы, различные школы выпускают все новых, и новых представителей этой новомодной профессии. Но давайте вспомним одну из первых Леди-Имиджмейкеров в России – Анну Чигиринских. Именно в Институте репутационных технологий сегодняшние успешные стилисты, а тогда – еще студенты, увидели  с удивлением название одного из курсов  - «психолог-имиджмейкер». Что это? Как связаны психология и имидж? И самое главное, какую роль имиджмейкер играет в жизни Леди? 
Популярность услуг имиджмейкера связана со все возрастающей ролью внешности во взаимодействиях между людьми.  Но почему «по одежке» стали встречать гораздо чаще?
 Что бы разобраться, мало прибегнуть к личному опыту или профессиональному взгляду. Ответ на такой актуальный и совсем непростой вопрос нужно искать, прежде всего, в психологии и социологии.  

Роль и функции одежды
За последнее время колоссально возросла роль оформления внешности. Индустрия красоты – одна из наиболее динамически развивающихся отраслей, которая практически не пострадала в кризис. Почему одежда стала играть такую важную роль?
·         Сократилось время контактов: проще говоря, повысилась роль первого впечатления. С учетом ускорения темпов жизни, произвести второе впечатление может просто не оказаться шанса. 
·         Повысилась конкуренция в социуме: современный мир ориентирован на достижение успеха, на продвижение, на  «быстрее, выше, сильнее». И внешность стала одним из показателей этой самой успешности, а иногда и инструментом достижения цели. 
·         Изменились гендерные стереотипы: женщины в полной мере вступили в борьбу с мужчинами за карьеру и влияние. Следовательно, расширился репертуар женских ролей: она может быть и прекрасной незнакомкой, и бизнес-леди, и заботливой матерью и авторитетным специалистом.

Психологическая наука
Функции одежды проистекают из психологических и социальных задач, которые человек может решать при оформлении собственной внешности. Перечислим основные из них:

Персонализация. Одежда подчеркивает индивидуальность и уникальность ее обладателя. Хотя, для этого требуется провести немалую работу над собой: понять истинные мотивы, отбросить усвоенные стереотипы и правила. В противном случае можно пасть жертвой модных производителей, использующих рекламное клише «Подчеркни свою индивидуальность. Носи одежду Х!». Выразить свою истинную индивидуальность через одежду, а не подчиниться переменчивой моде – задача, требующая сложная и требующая рефлексии. 


Принадлежность. Самый яркий пример - оформление внешности представителями различных субкультур. Кожаная куртка с заклепками или разовое платье с кринолином, - вы точно определите, кто есть кто. Эта функция одежды так же хорошо проявляется в ношении униформы или соблюдения дресс-кода. Человек в белом халате однозначно воспринимается как эксперт по вопросам здоровья (чем, стоит отметить, активно пользуются маркетологи в рекламе зубной пасты и новомодного крема от «несовершенств кожи»). Благодаря униформе водитель точно знает, что от него хочет «этот человек в серой куртке и с полосатой палочкой»


Самоутверждение и престиж: здесь мы переходим в сферу демонстративного потребления. Это термин еще в далеком 19 веке ввел экономист Т.Веблет в своей книге «Теория праздного класса». Демонстративное или статусное потребление - покупка и ношение дорогостоящих вещей, потребление которых невозможно скрыть, с целью продемонстрировать и подчеркнуть собственную позицию в обществе. В наше время мы наблюдаем это явление через покупку модных брендов. 


Удовлетворение эстетических потребностей: одежда может служить источником вдохновения. Так появляются уникальные коллекции одежды и аксессуаров. Конечно, эстетическая функция одежды необязательно связана с коллекционированием: так некоторые люди покупают сумку известного дизайнера «потому что нравится и красиво», а не «потому что дорого и богато».  


Творческая деятельность: самый очевидный пример: создание коллекции модельером. Но далеко не у каждой женщины есть необходимый талант и возможность самостоятельно придумывать и шить одежду. Но придумать себе образ и воплотить его в магазине готового платья – по силам каждой. Сегодня можно быть Кармен, а завтра – Школьной учительницей. Почему нет? 


Приближение к идеальному образу «Я»: вы когда-нибудь  видели в продаже «синее платье из хлопка»? Скорее всего, это было «соблазнительное и нежное платье для прогулок на плен-эйре». В магазинах мы видим не одежду, мы видим мечту, наполняющую жизнь смыслом, открывающую новые возможности.  А если нам нужны резиновые сапоги и перчатки для дачи, то добро пожаловать в хозяйственный отдел. 



Мы рассмотрели психологические предпосылки увеличения значимости одежды в современном обществе. Но наша основная тема – роль имиджмейкера, а для этого нам необходимо погрузиться в тайны этой новой профессии.

Создание имиджа
В чем заключается работа по созданию имиджа? Каковы функции имиджмейкера в процессе оформления внешности?  
  • Просвещать. Как  определить свой размер, как делать покупки. Надели пиджак, пуговицы застегнулись и вперед к кассе?! Ан нет!  Помашите ручками, сядьте, встаньте, пройдитесь…  Возможно, он Вам маловат или великоват, или неудобен… А застегнутые с легкостью пуговицы – здесь не ориентир.  В общем, снабдить вас полезными навыками и знаниями ваш персональный имиджейкер сможет. 
  • Прийти к своему стилю. Вторая функция. Имиджмейкер, если он профи, поможет примерить мноооого образов, максимально близких Вам. И чудо случится! Вы найдете одежду, полностью отражающую и подчеркивающую Вашу неповторимую личность!
  • Рациональность и ответственность за свой гардероб. Да, шопинг – это труд, а где-то и инвестиция. Не у всех же есть возможность каждую неделю ходить за обновками. Да оно и не нужно, если честно. Так вот, имиджмейкер подскажет, какие магазины Вам подходят в финансовом плане, с учетом, Ваших предпочтений.  Как ухаживать за вещами, как продумывать , что действительно стоит купить… Иногда же элементарно, в гардеробе леди море юбок и ноль блуз. Согласитесь, проблематично назвать такой гардероб рациональным. Судить, плохой он или хороший, стильный, безвкусный или замечательный… - это не входит в права консультанта. А вот оценить функциональность…необходимо! 
  • Коррекция. Имиджмейкер, прежде всего, должен помочь клиенту прийти к максимально гармоничному образу, в котором он не будет чувствовать себя как в маске. Диктовать, что делать, он не имеет права. Здесь он практически как врач… Его дело после диагностики назначить лечение. Но только больной решает, пить это лекарство или нет.  

 





Фото: фотографии участницы мастер-классов "Весенняя рапсодия" в бутике"Великие люди" и "Романтический стиль", модель - гостья вечера Галина 

Роль имиджмейкера
  • Доверенное лицо и рациональный специалист. Имиджмейкер балансирует на грани:  с одной стороны он действует рационально и дает рекомендации, корректирует фигуру, упорядочивает гардероб. С другой – он обязан погрузиться в субъективный мир клиента, разобраться с его мотивацией и истинными потребностями. И на этом основании совместно с клиентом подобрать новый образ. Имиджмейкер становится доверенным лицом, своего рода психологом в бытовом понимании этого слова. Конечно, не стоит смешивать создание имиджа и профессиональное психологическое консультирование. Но каждый имиджмейкер высокого уровня обязан  иметь твердые базовые знания в этой области психологии, которые помогают ему лучше понять клиента и не навязывать свою точку зрения.
  • Катализатор изменений. Имиджмейкер может серьезно повлиять на судьбу своего клиента. Нет, речь не идет о «чудесном преображении» (внешнем), которое сделало человека привлекательным для противоположного пола и успешным в рамках общепринятых критериев, хотя такой сценарий возможен.  Мы говорим о внутреннем преображении, о раскрытии потенциала, о творческом начале.
  • Медиатор. Имидмейкер становится медиатором между внутренним миром клиента и его внешностью. Профессиональный стилист помогает клиенту перевести его стремления, убеждения, цели и ценности на универсальный символический язык: на язык одежды.


Дорогие девушки, обращаясь за консультацией к стилисту, не ждите, что он по мановению волшебной палочки решит Ваши проблемы и даст ответы на все вопросы. Готовьтесь к серьезной работе не только над Вашим гардеробом, но и над внутренним миром. Вам придется выйти из зоны комфорта и, возможно, некоторые изменения дадутся с трудом. Будьте готовы. Ведь оно того стоит!

P.S.Еще раз огромное спасибо Жанне! 



3 комментария:

Unknown комментирует...

Очень грамотная статья.
Довольно часто клиенты не совсем готовы меняться и отчаянно сопротивляются, поэтому самое сложное в работе стилиста. - это найти подход к клиенту и убедить его в том, что нужно работать над собой.

Unknown комментирует...

А еще в ходе глубинных интервью, которые я проводила для магистерской, проявилась очень интересная вещь: после small-talk об одежде и оформлении внешности, девушки с готовностью переходили на более глубокие, личностные темы. А иногда наша беседа помогала респонденту вербализировать психологические сложности, которые мы смогли "поймать" благодаря его отношению к одежде.

Unknown комментирует...

Короче говоря, хорошо бы, чтоб у стилиста было психологическое образование!!!:))