Дорогие девушки, вы заметили какое количество имиджемекеров и стилистов появилось на необъятных просторах нашей Родины?
Если отбросить экономическую сторону вопроса, то какова же роль имиджмейкера в жизни женщины? Почему и когда услуги этого специалиста необходимы?
В поисках ответа на вопросы я обратилась к Жанне Вольской, имиджмейкеру, бизнес-консультанту бренд-группы "Твой шопер". Благодаря нашей беседе появилась статья, которую я предлагаю вашему вниманию.
Имиджмейкер или психолог?
Сейчас появилось очень много имиджмейкеров. И курсы,
различные школы выпускают все новых, и новых представителей этой новомодной
профессии. Но давайте вспомним одну из первых Леди-Имиджмейкеров в России –
Анну Чигиринских. Именно в Институте репутационных технологий сегодняшние успешные
стилисты, а тогда – еще студенты, увидели с удивлением название одного из
курсов - «психолог-имиджмейкер». Что это? Как связаны психология и имидж?
И самое главное, какую роль имиджмейкер
играет в жизни Леди?
Популярность услуг имиджмейкера связана со все возрастающей
ролью внешности во взаимодействиях между людьми. Но почему «по одежке» стали встречать гораздо
чаще?
Что бы разобраться,
мало прибегнуть к личному опыту или профессиональному взгляду. Ответ на такой
актуальный и совсем непростой вопрос нужно искать, прежде всего, в психологии и
социологии.
Роль и функции одежды
За последнее время колоссально возросла роль оформления
внешности. Индустрия красоты – одна из наиболее динамически развивающихся
отраслей, которая практически не пострадала в кризис. Почему одежда стала
играть такую важную роль?
·
Сократилось время контактов: проще говоря,
повысилась роль первого впечатления. С учетом ускорения темпов жизни,
произвести второе впечатление может просто не оказаться шанса.
·
Повысилась конкуренция в социуме: современный
мир ориентирован на достижение успеха, на продвижение, на «быстрее, выше,
сильнее». И внешность стала одним из показателей этой самой успешности, а
иногда и инструментом достижения цели.
·
Изменились гендерные стереотипы: женщины в
полной мере вступили в борьбу с мужчинами за карьеру и влияние. Следовательно,
расширился репертуар женских ролей: она может быть и прекрасной незнакомкой, и
бизнес-леди, и заботливой матерью и авторитетным специалистом.
Психологическая наука
Функции одежды проистекают из психологических и социальных
задач, которые человек может решать при оформлении собственной
внешности. Перечислим основные из них:
Персонализация.
Одежда подчеркивает индивидуальность и уникальность ее обладателя. Хотя, для
этого требуется провести немалую работу над собой: понять истинные мотивы,
отбросить усвоенные стереотипы и правила. В противном случае можно пасть
жертвой модных производителей, использующих рекламное клише «Подчеркни свою
индивидуальность. Носи одежду Х!». Выразить свою истинную индивидуальность
через одежду, а не подчиниться переменчивой моде – задача, требующая сложная и
требующая рефлексии.
Принадлежность.
Самый яркий пример - оформление внешности представителями различных субкультур.
Кожаная куртка с заклепками или разовое платье с кринолином, - вы точно
определите, кто есть кто. Эта функция одежды так же хорошо проявляется в
ношении униформы или соблюдения дресс-кода. Человек в белом халате однозначно
воспринимается как эксперт по вопросам здоровья (чем, стоит отметить, активно
пользуются маркетологи в рекламе зубной пасты и новомодного крема от
«несовершенств кожи»). Благодаря униформе водитель точно знает, что от него
хочет «этот человек в серой куртке и с полосатой палочкой»
Самоутверждение и
престиж: здесь мы переходим в сферу демонстративного потребления. Это
термин еще в далеком 19 веке ввел экономист Т.Веблет в своей книге «Теория
праздного класса». Демонстративное или статусное потребление - покупка и
ношение дорогостоящих вещей, потребление которых невозможно скрыть, с целью
продемонстрировать и подчеркнуть собственную позицию в обществе. В наше время
мы наблюдаем это явление через покупку модных брендов.
Удовлетворение
эстетических потребностей: одежда может служить источником вдохновения. Так
появляются уникальные коллекции одежды и аксессуаров. Конечно, эстетическая
функция одежды необязательно связана с коллекционированием: так некоторые люди
покупают сумку известного дизайнера «потому что нравится и красиво», а не
«потому что дорого и богато».
Творческая
деятельность: самый очевидный пример: создание коллекции модельером. Но
далеко не у каждой женщины есть необходимый талант и возможность самостоятельно
придумывать и шить одежду. Но придумать себе образ и воплотить его в магазине
готового платья – по силам каждой. Сегодня можно быть Кармен, а завтра –
Школьной учительницей. Почему нет?
Приближение к
идеальному образу «Я»: вы когда-нибудь
видели в продаже «синее платье из хлопка»? Скорее всего, это было
«соблазнительное и нежное платье для прогулок на плен-эйре». В магазинах мы
видим не одежду, мы видим мечту, наполняющую жизнь смыслом, открывающую новые
возможности. А если нам нужны резиновые
сапоги и перчатки для дачи, то добро пожаловать в хозяйственный отдел.
Мы рассмотрели психологические предпосылки увеличения
значимости одежды в современном обществе. Но наша основная тема – роль
имиджмейкера, а для этого нам необходимо погрузиться в тайны этой новой
профессии.
Создание имиджа
В чем заключается работа по созданию имиджа? Каковы функции
имиджмейкера в процессе оформления внешности?
- Просвещать. Как определить свой размер, как делать покупки. Надели пиджак, пуговицы застегнулись и вперед к кассе?! Ан нет! Помашите ручками, сядьте, встаньте, пройдитесь… Возможно, он Вам маловат или великоват, или неудобен… А застегнутые с легкостью пуговицы – здесь не ориентир. В общем, снабдить вас полезными навыками и знаниями ваш персональный имиджейкер сможет.
- Прийти к своему стилю. Вторая функция. Имиджмейкер, если он профи, поможет примерить мноооого образов, максимально близких Вам. И чудо случится! Вы найдете одежду, полностью отражающую и подчеркивающую Вашу неповторимую личность!
- Рациональность и ответственность за свой гардероб. Да, шопинг – это труд, а где-то и инвестиция. Не у всех же есть возможность каждую неделю ходить за обновками. Да оно и не нужно, если честно. Так вот, имиджмейкер подскажет, какие магазины Вам подходят в финансовом плане, с учетом, Ваших предпочтений. Как ухаживать за вещами, как продумывать , что действительно стоит купить… Иногда же элементарно, в гардеробе леди море юбок и ноль блуз. Согласитесь, проблематично назвать такой гардероб рациональным. Судить, плохой он или хороший, стильный, безвкусный или замечательный… - это не входит в права консультанта. А вот оценить функциональность…необходимо!
- Коррекция. Имиджмейкер, прежде всего, должен помочь клиенту прийти к максимально гармоничному образу, в котором он не будет чувствовать себя как в маске. Диктовать, что делать, он не имеет права. Здесь он практически как врач… Его дело после диагностики назначить лечение. Но только больной решает, пить это лекарство или нет.
Фото: фотографии участницы мастер-классов "Весенняя рапсодия" в бутике"Великие люди" и "Романтический стиль", модель - гостья вечера Галина
Роль имиджмейкера
- Доверенное лицо и рациональный специалист. Имиджмейкер балансирует на грани: с одной стороны он действует рационально и дает рекомендации, корректирует фигуру, упорядочивает гардероб. С другой – он обязан погрузиться в субъективный мир клиента, разобраться с его мотивацией и истинными потребностями. И на этом основании совместно с клиентом подобрать новый образ. Имиджмейкер становится доверенным лицом, своего рода психологом в бытовом понимании этого слова. Конечно, не стоит смешивать создание имиджа и профессиональное психологическое консультирование. Но каждый имиджмейкер высокого уровня обязан иметь твердые базовые знания в этой области психологии, которые помогают ему лучше понять клиента и не навязывать свою точку зрения.
- Катализатор изменений. Имиджмейкер может серьезно повлиять на судьбу своего клиента. Нет, речь не идет о «чудесном преображении» (внешнем), которое сделало человека привлекательным для противоположного пола и успешным в рамках общепринятых критериев, хотя такой сценарий возможен. Мы говорим о внутреннем преображении, о раскрытии потенциала, о творческом начале.
- Медиатор. Имидмейкер становится медиатором между внутренним миром клиента и его внешностью. Профессиональный стилист помогает клиенту перевести его стремления, убеждения, цели и ценности на универсальный символический язык: на язык одежды.
Дорогие девушки, обращаясь за консультацией к стилисту, не
ждите, что он по мановению волшебной палочки решит Ваши проблемы и даст ответы
на все вопросы. Готовьтесь к серьезной работе не только над Вашим гардеробом,
но и над внутренним миром. Вам придется выйти из зоны комфорта и, возможно,
некоторые изменения дадутся с трудом. Будьте готовы. Ведь оно того стоит!
P.S.Еще раз огромное спасибо Жанне!
3 комментария:
Очень грамотная статья.
Довольно часто клиенты не совсем готовы меняться и отчаянно сопротивляются, поэтому самое сложное в работе стилиста. - это найти подход к клиенту и убедить его в том, что нужно работать над собой.
А еще в ходе глубинных интервью, которые я проводила для магистерской, проявилась очень интересная вещь: после small-talk об одежде и оформлении внешности, девушки с готовностью переходили на более глубокие, личностные темы. А иногда наша беседа помогала респонденту вербализировать психологические сложности, которые мы смогли "поймать" благодаря его отношению к одежде.
Короче говоря, хорошо бы, чтоб у стилиста было психологическое образование!!!:))
Отправить комментарий