понедельник, 1 апреля 2013 г.

Последний шанс

Случайно посмотрела передачу «Салон «последний шанс» на канале TLCПередача о том как люди в прямом смысле слова жертвы косметологии, пластической хирургии или парикмахерского «мастерства» пытаются исправить ошибки «специалистов». Передача американская, поэтому и ценности в области внешности чисто американские: сексуальность, уверенность в себе, стремление быть желанным в 60+. 

Российских аналогов я не знаю, но интересно было бы посмотреть: а какие ошибки исправляют наши соотечественники? 

Но вернемся к передаче, которую смотрела я. 


Первая гостья – молодая девушка, которая перенесла 2 неудачные пластики на груди. Она плачет на камеру, просит помощи и все-время повторяет, что ее жизнь – сплошной кошмар с такой грудью. 





Второй посетитель – молодой управляющий банка, который начал лысеть в 23 года. И теперь он перестал общаться со своими прежними друзьями, переехал в другой город, старается не выходит на улицу без особой необходимости. 

Третья участница – молодая модель, которой на показе испортили прическу: обрили виски, коротко постригли пряди у лица. И теперь она не чувствует себя женственной, у нее проблемы с бойфрендом и она перманентно раздражена. 




Все участники консультируются со докторами/стилистами и над над ними начинают "колдовать". 

Первая гостья получает новую грудь и плачет от счастья на повторном приеме. она говорит, что стала увереннее, что ее жизнь пошла в гору: появились новые друзья, расширился круг интересов. 
Молодой человек перенес сложную операцию по трансплантации волос: появился первый результат - гость счастлив. Он "обрел себя", его "индивидуальность стала возвращаться", он "готов с уверенностью смотреть в будущее". 
Девушке с неудачной стрижкой сделали накладки на волосы, покрасили, подровняли длину. И - о чудо! - бойфренд перестал раздражать, жизнь наладилось, ежедневные истерики прекратились. 

Все это, конечно, очень здорово. И если можно осчастливить человека путем  (дорогостоящих) манипуляций с ножницами и скальпелем, то пусть так оно и будет. Но эта передача произвела на меня крайне удручающе впечатление. 

Начинать нужно с психолога. Что заставляет молодых и достаточно привлекательных людей ложиться под нож или менять место жительство? Не проблемы со здоровьем или жизненные трудности. Здесь лежат очень глубокие проблемы: непринятие себя и своей внешности. Если задуматься, то эти люди отождествляют свою со статичной конструкцией, с куклой, которая никогда не меняется. Речь не идет о необходимости смириться с травмами или увечьями, речь идет об особенностях организма, естественных изменениях или возобновляемых ресурсах (волосы все-таки отрастут!). 





Эти гости салона живут в конструкции "Я - это мои волосы/грудь/внешность". Могу предположить, что задумываться о своем внутреннем мире им либо страшно, либо просто они незачем. Ведь там гораздо больше страхов и конфликтов, вопросов без ответов. 


Очень пугает фраза: "Вместе с волосами ко мне стала возвращаться моя индивидуальность". И это все одобряется стилистами, хирургами , косметологами, родителями, друзьями. 


Такое конструирование себя - через внешние признаки - поддерживается референтной группой и закрепляется в культуре. Мне страшно подумать как эти люди столкнуться с неизбежным старением. Если я это моя внешность, то у меня для них плохие новости...


Вот ссылка на промо-ролик, если кто-то захочет ознакомиться: http://www.youtube.com/watch?v=MfFdvoInRyY

Комментариев нет: