вторник, 28 января 2014 г.

Если бы у Фрейда был смартфон. Психология и фотография.


Вы замечали, сколько эмоций вызывают изображения на бумаге или на мониторе?И почему некоторые люди рвут все фотографии после расставания? Или бережно хранят снимки всю жизнь?А детские, школьные и свадебные альбом это вообще отдельная тема!

Мы с прекрасным блоггером и фотографом Лесей Жуковой решили поразмыслить на тему фотографий, фотографирования и фото-процесса как такового.
И поговорить о прекрасном мы хотим с точки зрения психологов. Благо, в свое время нас объединил факультет психологии СПбГУ.
Хотя нет, вру. Нас объединил проект HIB, а позже выяснилось, что и Альма-матер у нас общий.
Пост Леси читайте в ее блоге Tale Of The Great, а вот и мои зарисовки на тему:
Для начала мини-опрос:

Какие файлы вы бы первыми скачали с компа, если бы ему грозило уничтожение через 5..4..3..

Я для себя уже решила))


А как вы думаете, что мне ответили компьютерные мастера на вопрос “Какие файлы самые ценные для пользователей? ”. Если клиент в возрасте от 18 до 23 лет пришел в середине мая, то, скорее всего диплом или курсовая. А так - фотографии. И только они. Неудивительно.

Ведь фильмы/книги/музыку можно скачать (сейчас это уже сложнее), рабочие файлы так или иначе дублируются в офисе или у коллег, да и весь тот хлам в папке “Архив111” или “рабочий стол октябрь” так и напрашивается на Ctrl+Del.

А фотографии, нет, тут только аккуратно хранить, периодически просматривать.
Почему мы делаем снимки? Зачем нам снимки?
Сохраняем свою личную историю. Спасибо, кэп!
Самое очевидное из возможных вариантов. Тогда возникает еще один вопрос: а зачем нам это? Почему встроенная камера  чуть ли не основной критерий выбора нового телефона?

Начала фоткать еду до того, как это стало мейнстримом 


Самопознание
Фотографии позволяет ответить на вопрос “Кем я был и кем я стал сейчас? “
Здесь, конечно, речь идет не о имущественном “был” и “стал” и даже не о внешнем “я до новогодних праздников” - “я после”.  
Наши фотоснимки фиксируют определенную социальную ситуацию.
Чтобы сразу пояснить, о чем это я. Пройдусь по собственному архиву.
Вот, мой 18-й день рождения: лимузин, шикарная женщина в шубе. Гламур и пафос.

Гламур и пафос в СПб

Где модные тусовки?

А вот я в других значимых для себя ситуациях, но уже (паника-паника 5-7 лет спустя).
Немного косметики, мало атрибутов ”rich&famous”.

Бита для крикета. У меня в руках бита_для_крикета!

Где на берегу Дуная 

Признаюсь, я с любовью и радостью вспоминаю как упоение своей «невероятной крутизной» на первом курсе, так и своим стремлением носить минимум косметики и «брендовых ярлычков» сейчас.

Думаю, дело не в возрасте, а в личностных изменениях. И при желании, я могу собрать свои фотографии, отсортировать по дате и попытаться понять, что же на меня повлияло? Почему изменилось отношение к внешности? А может, поменялась не я, а социальные маркеры? А если это все вообще Матрица и я на самом деле…
Самопознание, одним словом. Но главное не заходить слишком далеко.

Катализатор прошлого

Фотография - своеобразная дверь в прошлое, ключ к субъективным переживаниям фотографировавшего или позировавшего.
Так странно пересматривать старые фотографии: в какие-то моменты жизни их больше, в какие-то меньше. И от этого они еще ценнее!
При каждом серьезном конфликте с окружающими,  я  удаляла все относящиеся к этим людям фотографии. Не важно, это была несчастная любовь, ссора с подругой или одноклассники меня обидели.

Видели ли вы в семейных архивах фотографии, где кто-то явно вырезан? Рука на вашем плече есть - а ее обладателя - нет! Это олдовый способ ctrl+del, у нас другие методы.
Наверное, я не одинока  в этом. И если бы мои 20 лет пришлись на эру вконтакте, то я бы удаляла страницу и писала грустные статусы. Глубокомысленные и безысходные.

Прошло много лет, и я с теплом вспоминаю даже критические (на тот момент и для меня) моменты.
Вот, например, единственное фото моих первых серьезных отношений. За неимением большего, смотрю, вспоминаю иногда.  

Хороша, не так ли? 

Самоанализ

И если в случае “Самопознания” я говорила скорее о себе как об объекте фотографирования, то здесь, как о субъекте.
Можно проследить или выявить взаимосвязь между переживаниями человека и его фотоснимками. Речь идет не только о создании этих снимков, а и об оценке уже готовых фотографий. Это, кстати, один из приемов, используемых в арт-терапии.
Что вы снимаете на телефон? А какие изображения лайкаете в соц.сетях?

А если есть возможность взять в руки фотоаппарат и отправиться с ним куда глаза глядят, что попадет в кадр?

Вот, например, Хэппи Нью Еар по версии моего супруга.
В глубинах Карелии, 1 января
В глубинах Карелии - 2, 2 января

Что сделать прямо сейчас: 
1. Открыть свою папку с фотографиями
2. Пролистать
3. Подумать!

P.S.

Я читала очень интересную статью о том как поменялось восприятие себя,  своего тела и окружающего мира с появлением и массовым распространением фотографий.
Вдумчивая любительская или профессиональная фотография консервирует память о событии. А фотка на телефон  - становится альтернативой запоминанию.



Комментариев нет: